|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дискуссия на тему: «Проблемы «отцов и детей» в Германии»+18
Выпуск 31
добавлен 20.06.10 02:07
Это совершенно необычный выпуск программы «Евроведение». Он является продолжением темы, поднятой в предыдущем выпуске. Главным оппонентом ведущих стала София, также проживающая в Германии, мать двоих детей, которая имеет совершенно иную точку зрения на проблему вмешательства государства в воспитание подрастающего поколения. Дискуссия получилась весьма бурной, и обе стороны до хрипоты отстаивали свою точку зрения.
В программе: — Мнения «за» и «против» активного вмешательства государства в дела семьи. — Бесплатная няня для малоимущих семей? — Должны ли в семье сохраняться патриархальные или матриархальные ценности? — Оправдано ли столь жесткое вмешательство государства в дела семьи? — Как определить, достойны ли родители воспитывать своего ребенка?
Скачать mp3-файл (27.5 Мб, 96 kbps)
обращений: 1890
Facebook
Twitter
Вконтакте
Текстовая версия выпуска
М.Спиридонов: Добрый день, друзья! Вы слушаете программу «Евроведение» - неформальные заметки из Западной Европы, а именно, из Германии, где живут её ведущие Петр Сытенков и Максим Спиридонов. Петя, привет! П.Сытенков: Привет, Макс! Привет, друзья! М.Спиридонов: Сегодня у нас необычная программа. Необычность ее экстраординарная на фоне всех предыдущих 30 выпусков, которые уже отзвучали в эфире Podfm. Кстати, Петя, ты знаешь, что у нас ровно 30 выпусков было. П.Сытенков: Маленький юбилей. М.Спиридонов: Маленький юбилей. С этим можно друг друга задним числом поздравить. В общем, отчасти как продолжение юбилейного выпуска, отчасти как эксперимент, мы впервые пригласили в эфир третий голос. У нас будет гостья София. Тема, которая обсуждалась в прошлой программы, была для нас с Петей животрепещущей. П.Сытенков: Полемичная. М.Спиридонов: Да. Именно поэтому, проговаривая эту тему вне эфира, мы нашли еще одно мнение, мнение Софии. Сегодня она об этом и будет говорить. Мы продолжим предыдущую тему передачу, то есть тему отцов и детей, об их проблемах в Германии, однако, немного под другим углом. София, привет. София: Привет. М.Спиридонов: Давай попробуем настроить коммуникацию, которая у нас получилась за пределами эфирного пространства. Петя, надо вспомнить, какие тезисы мы выдвигали главными. Мы поняли, что в Германии рушатся патриархальные устои семьи, что воспитывают маленьких индивидуалистов, которые, вырастая, становятся большими индивидуалистами. Как следствие, они не очень хотят рожать детей и их воспитывать, государство активно вмешивается во взаимоотношения внутри семьи (отношения родителей и детей), и всё это показалось нам крайне нехорошим. П.Сытенков: Да, на мой взгляд, это, мягко говоря, плохо. М.Спиридонов: Соня, а ты могла бы прокомментировать то, как ты видишь эту ситуацию. Проблема в том, что дети слишком свободными себя ощущают, позволяют себе те вещи, за которые в России получают подзатыльник и замолкают. Они требуют соблюдения своего личного пространства, порой достаточно жестко. Мы всё это наблюдаем. София: Это другая сторона темы защищенности детей. Дети имеют право знать, что они могут рассчитывать на помощь извне. В Германии за права детей борется Югендамт. Дети должны знать о том, что в случае чего их будут защищать. Другое дело: как дети используют эту информацию. Либо в доме растет человек, который будет шантажировать родителей, либо в доме растет человек, который знает о своих правах. Дети сами решают, как воспользоваться этой информацией. То, что дети защищены и знают об этом – хорошо. Если в семье нет любви и взаимопонимания, тогда дети превращаются в шантажистов. Такое бывает. Я в курсе. М.Спиридонов: Мы говорили о том, что воспитывается самостоятельность. Когда мы с тобой говорили, у тебя был достаточно веский аргумент. София: Дети самостоятельно вправе решать, как воспользоваться своим правом на получение защиту. Ребенок знает, что если мама, папа или кто-то из близких его периодически бьют, то он может рассказать об этом. Это не стыдно, за это потом никто не накажет. Другое дело, что случайный шлепок не стоит рассматривать как систематическое избиение. Я уверена, что требуются так же свидетельства соседей, знакомых, учителей школы и так далее. Самостоятельность в том, что ребенок решает сам, как воспользоваться этим правом. М.Спиридонов: Может ли он решать? София: Имеет ли право человек сказать о том, что его дома избивают, не кормят, не помнят о нем и прочее? М.Спиридонов: Несомненно, но иногда это приводит к злоупотреблению и шантажу со стороны детей. София: Правильно. Откуда берется шантаж? П.Сытенков: Соня, дело в том, что, получив шлепок по попе, ребенок считает, что он избит. Если ему на обед дали не его любимое мороженое, а котлету, то он может заявить о том, что ему дают плохую еду и что его не кормят. Ребенок – юридически недееспособен. София: Он не отвечает за свои поступки. П.Сытенков: Совершенно верно. Он не может оценить поступки других. Например, ребенка, который содержит свою квартиру в полном беспорядке, наказали родители: лишили телевизора. Для одного ребенка это адекватное наказание. Для другого ребенка это тотальное ущемление прав. Он готов идти до Страсбургского суда с требованием защищать его права. Правильно? София: Всё правильно, Петя. Вот и получается, эта информация как лакмусовая бумажка. На эту ситуацию можно по-разному смотреть. У нас у всех есть дети. Мы себе примерно представляем, в каких мы с ними отношениях. Ребенок знает о своих правах. Он либо расскажет об этом, либо он будет пытаться с тобой договориться. Я знаю довольно взрослого ребенка, который рано или поздно напоминает маме о своем праве. Значит, мама должна сделать определенный вывод. В данном случае, может, лучше сделать так, нежели потом более страшным образом предать своих родителей. М.Спиридонов: Это может быть началом предательства. София: Может. Нужно быть готовым к этому. Нужно как взрослому человеку спросить у себя: «Где я оступился?» П.Сытенков: Соня, мы по большому счету в предыдущей программе говорили не о праве ребенка пожаловаться. Безусловно, это право у него есть, существуют определенные инстанции, в которые он может пожаловаться. Наверное, это неплохо, но мы говорили о том, что государство применяет для влияния на ситуацию в семье неадекватные меры. Это как если бы в ответ на озорства сомалийских пиратов международное сообщество решило бы сбросить атомную бомбу на Сомали. Пираты – это, безусловно, плохо, но атомная бомба – тоже не очень хорошо. Поэтому когда государство со своим огромным топором приходит и начинает решать семейные проблемы, которые нужно решать на микроуровне лазерным скальпелем, оно начинает этим топором лупить по семейным взаимоотношениям, в итоге оно их перерубает, уничтожает чрезмерным применением силы. М.Спиридонов: Тут важно еще то, что происходит это из поколения в поколение со времен начала 20 века, а скорее, после Второй Мировой Войны, когда немцы всё переосмысляли, в том числе и семейный уклад. Ребенку говорят в школе о том, что он личность. Это прекрасно, но ему говорят, что он является личностью, способной сделать то, что будет вредно для его родителей тогда, когда ему кажется, что они ущемляют его права. Хорошо то, что человек пытается судить, когда ущемляют, а когда нет. Проблема в том, что ребенок до 16 лет, как правило, нетрезвомыслящий человек. София: Понятно. Я немного подготовилась. Я себя ощущаю адвокатом, если не всего немецкого государства, то Югендамта точно. М.Спиридонов: Поэтому мы тебя и позвали. София: Я зашла на официальный сайт Югендамта. 30 декабря 2006 года было последнее изменение на этом сайте, то есть прошло 4 года. М.Спиридонов: Не может такого быть. Это не официальный, наверное, сайт. П.Сытенков: Они идут в ногу со временем (смеется). Раз в 4 года у них происходят какие-то изменения. София: Внимание! Эти изменения происходят. Вот, что мне понравилось (смеется). История, которую рассказал Петя в прошлой программе, была мощной иллюстрацией. Она произошла чуть раньше. Они как будто знали, что Петю не устроит такая ситуация. Они написали черным по белому, что они не считают себя больше исключительно контролирующим органом, решающим кого наказать, а кого нет. В первую очередь для Югендамта важными являются такие вещи, как консультации, помощь родителям, оплата всех возможных затрат, которые родители несут, не справляясь со своими детьми. Там так написано, я тебе могу ссылку кинуть. Я это говорю к тому, что меняется всё-таки взгляд на то, что должен делать Югендамт, что он вправе делать, что он должен делать в первую очередь, а что стоит на заднем плане. Грубо отбирать детей нежелательно. Там приведен такой пример. Люди подозревали, что мама пьет, для нее нашли кружок анонимных алкоголиков, теперь мама ходит и рассказывает о том, как раньше ей было тяжело. Они одумались, Петя. П.Сытенков: Не одумались они. М.Спиридонов: Конечно, не одумались. П.Сытенков: Соня, разве можно верить тому, что написано? Было бы странно, если бы на сайте Югендамта было написано: «В нашей работе встречаются большие недостатки, в частности такие-то истории». Конечно, они заинтересованы говорить о тех историях, которые характеризуют их с хорошей стороны. София: Понятно, что я к этому на 100% серьезно не отношусь. П.Сытенков: Понятно про историю о Франческе и ее детях. Есть история, которая обошла весь ЖЖ о том, как у русских переселенцев отняли ребенка. Она произошла 2 месяца назад. Люди, которые читают ЖЖ и другие блогеры, наверное, натыкались на нее. На самом деле, не изменилось ничего. Почему? Потому что в цивилизованном мире не изменилось отношение к этой ситуации. Кстати, Макс, ты не прав: никакой преемственности поколений не было в Германии. Вся история либерализма началась после Второй Мировой Войны. Во времена Гитлера культивировались патриархальные ценности: ребенок должен был знать свое место, глава семьи – отец, глава нации – Гитлер. Семья – это ячейка общества, и ни о каком либерализме в семье не говорили. М.Спиридонов: Это и было главным зерном нашей беседы. София: Во времена Гитлера семья была центром всего. Мы хотим во времена Гитлера? П.Сытенков: Нет, Соня. Мы не хотим во времена Гитлера. София: Отец в семье – это маленький Гитлер. П.Сытенков: Поэтому отца в семье нужно затоптать? И мать, соответственно. София: Сейчас идет период, когда нужно что-то делать. П.Сытенков: Этот период длится уже очень долго. Здесь всё дело, на мой взгляд, заключается в том, что развитым западным обществам овладело прекраснодушие. У них настолько всё замечательно, что они подумали, что они могут решить, как жить различным семьям. Это вторжение в личную жизнь людей, которое было безусловным и никем не оспаривалось при Гитлере, при Сталине. Диктаторы имели право наводить порядок в семье своих подданных. Сейчас это право работает, по сути дела, точно так же. София: Задача-то другая. П.Сытенков: Какая разница? Какое право имеют старые девы из Югендамта, которые никогда не имели детей, вмешиваться своими кривыми ручонками в деятельность такого тонкого организма, как семья. София: Петя, я понимаю, о чем ты говоришь. Я – не старая дева. Дети у меня есть. (смеется) П.Сытенков: Ты бы никогда такого не сказала бы и не сделала. София: Я продолжаю тему примирения с Югендамтом. Если Франческа пострадала от Югендамта, если она подозревала, что у нее могут быть какие-то проблемы, первым делом ей нужно было пойти в Югендамт. П.Сытенков: Она ходила. София: Всем мамам-одиночкам, у которых есть дети, которым приходится работать, предоставляется няня бесплатно. Югендамт оплачивает ее услуги. Более того, в нашем городе в няни всех подряд не берут. Есть специальные курсы, потому что кого попало к детям допускать нельзя. Нужно было прийти со своей проблемой и рассказать открыто о ней. Маму наказали так жестко в первую очередь за то, что она оказалась социально неадаптированной, не проявила себя человеком, который знает, что у него есть проблема и не пытается ее решить. Если у тебя проблема с тем, что тебе не с кем оставить ребенка, то надо идти не к соседке, не на почту, а в Югендамт. Там предоставляют няню бесплатно. Её наказали за то, что она оставляла детей с ребенком. П.Сытенков: Так делали сотни поколений до нашего времени. София: Я тебе скажу по поводу деревни и города. В деревне жизнь горизонтальная, в городе – вертикальная и навороченная. В деревне можно было оставить ребенка в поле, чтобы соседка следила за ним. В городе так делать нельзя. П.Сытенков: Соня, как будто города возникли 5 лет назад (смеется). Города существуют тысячи лет. Сотни поколений выросли в городах. София: Ценность человеческой жизни на сто процентов была осознана совсем недавно. Жизнь у каждого из нас одна. Было 10 детей, одного случайно серпом закосили. Не уследили, что поделать. Было 10 детей, стало 9. Сейчас жизнь ценится. Я надеюсь, что Югендамт отодвигает, как можно дальше перспективу отобрать детей, отправляет несчастных мам в кружки анонимных алкоголиков, истеричек, брошенных жен и так далее. Тем не менее, Петя, я тебе уже говорила, что последние 2-3 года огромное количество детей было убито своими собственными мамами. Если выбирать между убийством ребенка и его изоляцией, я выберу изоляцию. М.Спиридонов: София, ты говоришь, что Югендамт старается. Югендамт – структура, в рамках которой существует определенные инструкции и уклад дел, который разработан определенной группой людей. Она как-то эволюционировала за последние несколько лет. Некие чиновники пытаются, осмыслив это, воплотить. Ясное дело, что среди них большинство являются порядочными людьми, которые пытаются искренне войти в положение дел. Но, поскольку политика такова, что государство может и активно имеет право вмешиваться в дела семьи, то отдельные чиновники, которые не являются «понимающими», рубят с плеча. Они имеют пространство для этого размаха. София: Я еще раз повторяю: «Если выбирать между тем, что ребенок останется жить без родителей или что его убьет мама, то я выбираю первое». П.Сытенков: Это демагогия. Тогда у всех родителей нужно отнять детей. Мало ли что может случиться: стресс, временное помутнение разума. Любая мать может убить ребенка, значит, надо отделить всех родителей от детей. София: Я не согласна. Я, как мать, не смогла бы. П.Сытенков: Вот. Так каким образом ты собираешься определять, кто может убить ребенка, а кто нет? София: Я определять не берусь. Я не говорю, что кто-то хороший, а кто-то нет. Была конкретная ситуация, я о ней сказала. У человека была возможность поступить по-другому. Она могла убедить немецкое правительство в том, что она понимает, что у нее есть проблема и что она очень хочет ее решить. Она должна была сказать: «Я не хочу уйти на работу и прийти к детям, которые случайно включили газовую плиту и отравились. Помогите мне, пожалуйста. Найдите мне няню. Я хочу работать». Она проявила себя как женщина, которая бросает детей и убегает. П.Сытенков: Соня, ты идеалистка. Я думаю, что она это делала. София: Я думаю, что нет. П.Сытенков: Все прекрасно знают о своих правилах. Я думаю, что ее поставили в очередь на няню, сказали прийти через год. София: Моей знакомой няню дали быстро. П.Сытенков: Соня, мы опять уходим от обсуждения проблемы на глобальном уровне к частным случаям. София: Глобальное состоит из частного. П.Сытенков: Нет. Мы говорим о том, имеет ли государство право вторгаться таким грубым, чудовищным и бесчеловечным способом в жизнь обычного человека. Я считаю, что нет. Ты начинаешь говорить, что она сама виновата, потому что чего-то не сделала. София: Есть конкретный человек, который сделал всё для того, чтобы его сочли неспособным растить своих детей. П.Сытенков: Ты ее не знаешь. Я ее знаю. Да, она бестолковая женщина, но дети были накормлены, напоены. Она их заставляла что-то делать по дому. Ребенок не должен решать ничего. Он не может быть полновластным творителем своей жизни. София: Надо ее пригласить в следующую передачу. Петя, я подозреваю, что там были свидетельства не только ребенка, но и соседей. Надо почитать закон, здесь я не могу ничего сказать. П.Сытенков: Ты мне сказала, что я хочу вернуть времена Гитлера и Сталина. София: Нет, ты этого не хочешь (смеется). П.Сытенков: Да, не хочу. Я приведу другой пример. Мы об этом говорили, когда у нас была тема образования в школах. Жили-были сектанты, то есть очень религиозные люди, у которых свои семьи, которые живут замкнутым кругом. Они были категорически против, чтобы их детям на уроках в школе преподавали основы сексологии и теорию происхождения видов Дарвина. Они сказали, что не пустят своих детей на эти уроки. Им пришлось уехать с того места, потому что им грозили вплоть до тюремного заключения отцов этих семейств. С одной стороны, конечно, это не очень хорошо, не надо быть таким религиозным, теория Дарвина имеет право на существование, сексология тоже. С другой стороны, в Германии свобода совести, каждый человек имеет право исповедовать ту религию, которую он хочет исповедовать. Если он по каким-то религиозным соображениям не считает нужным, чтобы его ребенок это учил, то это его право. Целое поселение было вынуждено переехать в Баварию, где они кое-как умудрились найти с Министерством образования общий язык. Они договорились, что их дети могут посещать и что не могут. В их первом месте жительства люди из Министерства образования заняли категоричную позицию: либо ходите на все занятия, либо вообще не ходите. Они перестали ходить в школу. М.Спиридонов: Это проистекает из того, что должен быть порядок. Это одновременно и сильная, и слабая сторона Германии. София: Может, люди выступали, пытаясь защитить права детей? Люди имею право знать, что такое секс. П.Сытенков: Соня, они имеет право. Любой ребенок имеет права на всё, потом все начинают спрашивать, почему в Германии падает рождаемость. Потому что ребенок вырастает и видит, что семьи, как таковой, нет. Нет любящих детей, любящих родителей, есть конгломерат индивидуальностей, каждый из которых имеет на что-то право. Это не какой-то любящий коллектив, как семья в старинном понимании этого слова. М.Спиридонов: Отсутствует главное. Семья строится с технической точки зрения. Очень правильно возражала София во время нашего разговора за кадром. Главный аргумент: сейчас Германия и другие демократии (США, Канада и прочие) строят технически всё, что можно построить: экономику, образование, семью. Построенная из кубиков семья – набор любящих себя и уважающих других в целом индивидуалистов. Не возникает общности, которая может по-разному бурлить, может не всегда быть спокойной. Не возникает сущности, которая называется семьей в патриархальном смысле слова. София: Моя учительница по немецкому, например, общается со своим отцом, который живет с другой женщиной, с родителями своего мужа, дети постоянно у бабушки, они варятся в собственном котле. У меня такое ощущение, что Германия не сильно отличается от России, просто немцы имеют смелость прямо сказать о том, что они не очень сильные чувства испытывают к своим родителям и детям. М.Спиридонов: Так а почему не чувствуют? София: А что мы все чувствуем? Мы все так поглощены любовью к своим родителям. Я, например, не общаюсь со своим отцом долгие годы. Я желаю ему добра, но я с ним не общаюсь. Своим детям я ничего подобного не желаю. Вопрос в том, что мы боимся в этом признаться, а они говорят прямо. Зато те, кто любит своих родственников, действительно их любит. Я недавно видела мужчину и женщину (я не знаю, кто они друг другу), вдруг раздается голос: «Здравствуй, сын мой». Это мимо шел отец этого мужчины. Они пригласили его сесть за стол, предложили поужинать. Это были русские люди. П.Сытенков: Это мне напоминает шутку Владимира Жириновского. Его спросили: «Вы любите своих родных?». Он почесал репу и сказал: «Нет, не люблю. Они злые, жадные, завистиливые. Но что поделаешь? Родная кровь. На праздники их пригласил». (смеется) София: Он сам такой же злой и завистливый. П.Сытенков: Это всё частности. Есть самые разные семьи, в них существуют самые разные взаимоотношения. Мы не говорим, где семьи лучше, в Германии или России. Мы говорим об участии государства. Когда государство набирается смелости сказать себе: «Я такое разумное и хорошее. Я ничего, кроме хорошего, Вам, дорогие семьи, не сделаю. Я Вам просто помогу и ребеночка отниму, поставлю Вас на учет в милиции». Мне это напоминает привнесение демократии в Ирак. Этот процесс идет очень долго. Почему? Потому что США, по их мнению, лучше знают, как надо жить и как надо строить демократию. Они взяли, пригнали туда свои войска и мочат бедных иракцев. Там полный бардак. То же самое происходит тогда, когда Югендамт начинает активно вмешиваться в жизнь семьи, фактически разваливая ее. М.Спиридонов: Факт того, что Югендамт вмешивается, несущественный, поскольку воспитанное поколение знает, что Югендамт вмешается в случае чего. Они знают, что их воспитывали в школах на уроках, говорили им, что они индивидуальности, личности, что они имеют право на что-то, что родители не имеют право что-то делать. Их в этом воспитывали. Они знают, что Югендамт всегда рядом. Югендамту уже не нужно действовать, ему нужно просто существовать. Это как система сдерживания в различных механизмах. София: А что плохого в том, что человек с самого начала будет знать, что он личность? П.Сытенков: Соня, ребенок – не личность. София: Ребенок – личность. Причем с самого начала, и каждый из нас индивидуален. П.Сытенков: Не до конца сделанная. Ребенок становится личностью только тогда, когда он становится взрослым, когда он чувствует ответственность за свою жизнь, за жизни других людей. Можно тысячу рассказать, что он – личность. На самом деле, ребенок не является личностью. Это звучит, конечно, жутким ретроградством. Я сам это прекрасно понимаю, но я вынужден это сказать. М.Спиридонов: Мне кажется, что ребенок – недооформленная личность. София: Мои дети точно личности. П.Сытенков: Это неполная личность. Ребенок ходит в школу для того, чтобы развиваться, понимать и осмысливать окружающий мир. Тогда он становится полноценной личностью, которая может отвечать за свои действия, поступки и жизни своих близких. Ребенок не может этого делать, он недееспособен. София: Если ребенок не личность, значит, с ним можно делать всё, что угодно? П.Сытенков: Ничего подобного. София: Эта фраза «сносит башню» тысячам родителей. С «неличностью» можно делать, что угодно. Ребенок является личностью с самого начала. Именно так к этому нужно относиться. Я тебе как ребенок из неблагополучной семьи хочу сказать, что я бы многое отдала за то, чтобы жить и знать, что за меня в случае чего кто-то заступится. Я долгие годы жила и не знала, что ждет меня в следующую минуту. Наличие чувства защищенности – практически синоним слова «счастье». П.Сытенков: В личном разговоре ты мне сказала, что ты не хотела бы, чтобы тебя забрали из семьи. А тебя бы забрали из семьи. София: Внимание! Куда бы меня забрали в России? В детский дом. Туда я точно не хотела бы. П.Сытенков: А здесь куда забирают, Соня? В рай? София: Вы что считаете, что здесь так же плохо, как в России? П.Сытенков: Здесь другие интернаты, но дети становятся сиротами. Они остаются без родителей. Это решает тетенька из Югендамта. Насколько она хорошая и умная, нам неведомо. София: Процент детей, остающихся без родителей, значительно меньше, чем потенциально это возможно. В моем городе живут родители, на которых страшно смотреть. Я знаю, что их дети плачут по ночам. П.Сытенков: Их не лишают родительских прав. София: Их не лишают родительских прав, и дети растут забитые, побитые, в синяках и недокормленные. Честно говоря, я удивляюсь, куда смотрят те взрослые, которые, так или иначе, имеют отношение к этим детям. П.Сытенков: Надо сообщать, куда следует, чтобы с этой ситуацией разобрались. София: Многие из нас сталкиваются с подобными семьями, каждый из нас знает, что он мог бы помочь этому ребенку, но его продолжают бить, он продолжает плакать за стенкой, потому что страшно обращаться куда-то. П.Сытенков: Соня, я хочу вернуться к вопросу, является ребенок личностью или нет. А что если ребенок не является личностью, его можно бить, его можно не любить? София: Думая об этом, родители приходят к выводу, что можно. П.Сытенков: Неправильно. Идиотов на свете много. М.Спиридонов: Некоторые из них сидят в Югендамте. П.Сытенков: Для такого человека личность ребенок или нет, всё равно. Ему это безразлично. Если он может бить ребенка, который не является личностью, он с таким же успехом будет бить его, полагая, что он является личностью. Я сказал, что ребенок – недоделанная личность. Это не означает, что его можно не любить и бить. Ребенок – не до конца сделанный человек. Он не может обвинять, потому что он не может даже структурировать свои воспоминания и понять, было ли это с ним. Порой его воспоминания меняются в зависимости от его желаний. Ему кажется, что было именно так, хотя на самом деле всё было по-другому. София: Я уверена, что детские показания – это только начало процесса, дальше вовлекаются взрослые. М.Спиридонов: Друзья, нам пора заканчивать. Я сегодня в дискуссии практически не участвовал. София: Я представляю себе сейчас всех сотрудников Югендамта, которые сейчас сидят и икают (смеется). М.Спиридонов: Давайте подытожим. Я попытаюсь это сделать лично, поскольку вы очень много уже сказали. Что имеет место быть? То, что в Германии присутствует попытка конструирования семьи, человеческих отношений. Она существует уже много лет. На уровне директив и распоряжений строится семья, в которой растут индивидуальности. Родители – тоже индивидуальности, которые задумаются, рожать детей или нет, потому что это геморрой. Почему и происходит кризис рождаемости в Германии. Хорошо это или плохо то, что на уровне инструкций создается семья и то, что путем государственной программы формируются личности в школах, сказать сложно. Мы не смогли найти какой-то единой позиции. Как стояла София на своем, так и стоит. Она считает, что это нормально, что лучше так, нежели по-другому, когда ребенка бьют, и он находятся в униженном состоянии. Получается, что София выбирает из двух зол меньшее. София: Почему? В чем зло? М.Спиридонов: Я коротко и внятно попытаюсь объяснить. Зло в том, что создается в энергетической сущности семья, в которой могут возникать любые процессы. Это человечные процессы. Семья конструируется. Люди, которые в ней находятся, становятся роботоподобными и не очень хотят заботиться о чем-либо, кроме собственного блага и блага своей страны. П.Сытенков: Достоевский сказал: «Если нет Бога, то почему происходят преступления на нашей Земле? К каждому человеку городового не приставишь». Югендамт – городовой. София: Югендамт – наместник Бога на Земле. Если родители не боятся убивать своих детей, для защиты детей существует Югендамт. П.Сытенков: Городовой никогда морально-этических проблем не решал и решить не может. М.Спиридонов: Нужен священник или психолог. София: Если нет энергетической сущности семьи, если родители считают, что они могут делать всё, что угодно со своими детьми, то нет семьи и нет родителей. М.Спиридонов: Друзья, давайте закончим на этом. Сегодня у нас была сложная для восприятия программа, поскольку она была дискуссионная. Она касалась непростой темы и была достаточно длинной. Посмотрим на комментарии слушателей. Сегодня нас было трое, мы учились говорить на 3 голоса. Всё. Это была программа «Евроведение». Спасибо большое нашей гостье, Софии. Мы искренно тебе признательны за то, что нашла время с нами пообщаться и озвучить свою позицию. София: Спасибо. Берегите себя, свою семью и своих детей. М.Спиридонов: Петя, пока. С Вами бил Петр Сытенков и Максим Спиридонов. Это была программа «Евроведение». Слушайте нас на podfm.ru. Счастливо. П.Сытенков: До свидания, друзья! София: Всего доброго!
← предыдущий выпуск
следующий выпуск →
Разместить плеер (код плеера)Скопируйте этот код и вставьте его без изменений на ваш сайт
42 комментария
saghin
20 июня 2010 5:05
Выпуск понравился, спасибо ведущим, а вот гостья упиралась в свое. Полностью согласен с точкой зрения Петра и Максима.
webmaster
20 июня 2010 10:36
В беседе проскользнула фраза, из которой следует, что София - сама работница "Югенд-анта". Отсюда и её непробиваемая позиция...
Пётр Сытенков
22 июня 2010 13:31
Нет, в одном могу вас уверить со всей определенностью - София не работник Югендамта. Но с детьми она контактирует постоянно - она их учит русскому языку. Так что их проблемы она знает не понаслышке.
dmitryi-k
20 июня 2010 11:48
Подкаст получился очень динамичным и слушался на одном дыхании все 40 минут.
То, что София так рьяно защищала Югенд-амт, объясняется тем, что она там работает (это действительно промелькнуло в передаче). Но аргументы ведущих (особенно Петра) показались более внятными и логичными. А по сути, всю программу мусолили одно и то же, скатываясь на частности - но, к удивлению, это картины абсолютно не испортило - передача одна из лучших в данной линейке подкастов. Спасибо. Продолжайте в том же духе. Кстати, гости в программе - это неплохая идея!
viktoria555
20 июня 2010 14:56
Тема животрепещущая безусловно....но голос и интонация у девушки Софии, простите меня, но не на радио вещать явно, что она так визжит то истерично ......?!
Петру и Максиму огромное спасибо за работу, я всегда с вами и за вас :)
Пётр Сытенков
22 июня 2010 13:32
Просто София очень увлекающийся человек и не может сдержать эмоции. Да мы все, честно говоря, оказались не на высоте.
из всего сказанного делаю вывод, что София неразумная.
лучшего воспитания чем кнут/пряник не придумано за многие века. поддерживаю в большей степени позицию Пети.
Пётр Сытенков
22 июня 2010 13:33
Убедительно просили бы Вас быть повежливей по отношению к нашей гостье. Она, как и все мы, имеет право на свое мнение.
Андрей
20 июня 2010 21:54
Если ребенок может пожаловаться государству и его слушают, он также должен иметь право голоса, когда решается вопрос, останется он с родителями или нет. Вот в этом государство не право. Если бы его голос тоже имел вес, это было бы справедливо. В таком случае не нужно было бы даже ставить совершенно лишний вопрос, является ли ребенок личностью (дети вообще рождаются для того, чтобы быть умнее и лучше своих родителей, а не наоборот), родители ничего особенно плохого с ним не сделали бы, это контролировалось бы. В общем вопрос не в том, кто является личностью, а в том, что государство должно с умом разбираться в ситуации.
Дети уже с малых лет могут быть лучше, умнее и т.д. чем их родители, и если родитель тупорылый идиот, который не может сам разобраться со своими проблемами и увидеть их, то его любить никто не будет ни при каком раскладе, есть институция или нету её, может он пожаловаться или не может. С нормальными родителями любой ребенок будет счастлив иметь хорошие отношения, и будет счастлив иметь семью и никуда перебираться не захочет.
Пётр Сытенков
22 июня 2010 13:35
К сожалению, никто не может точно определить, что такое "нормальные родители". От желания это сделать и идут все беды.
dinapoli
20 июня 2010 23:49
Согласен с точкой зрения Петра. Дети на то и дети, что ещё не полностью осознают различные морально-этические нормы. И пока ребёнок "учиться жизни", так сказать, ему нельзя давать таких прав, как решение чего-то правовыми методами ( использование в своих целях такие организации как Югенд-ант ).
Ведь тут легко элементарную аналогию провести. Если ребёнок изначально личность, то он поступит так же как и любой среднестатический взрослый в такой вот ситуации: Дали взрослому человеку оружие в руки и сказали, делать с ним, что хочет. Нормальный человек, с нормальной психикой ничего делать с ним не будет, палить по людям не станет. Дали ребёнку оружие и сказали тоже самое. Ребёнок будет делать что угодно, он может и ничего не делать, может и начать по всем палить. Ведь он ещё не знает, что убивать - это плохо. Его личность не сформирована. Как он может в таком случае что-то решать? Строго говоря, не зря ведь есть понятие "совершеннолетие", когда человек получает различные права. По логике Софии, такие права ( которые выдаются в 18 или 21 год в большинстве стран ), детям надо выдавать в день их рождения. Позиция Софии тоже понятна. Она делает акцент на реальные случаи, когда в семьях происходит произвол из-за не совсем адекватных родителей. Но она же ратует за немецкую систему решения таких проблем. Как я понял с рассуждения Петра и Максима ( + несколько интересных статей на эту тему ), такая система из серии "Лес рубят - шепки летят". Надо быть гибче в таких вопросах. Ибо получиться, что на 100 спасённых детей, окажется примерно столько же детей, которых забрали у родителей на пустом месте и те, выросли в каких-то заведениях без должного РОДИТЕЛЬСКОГО воспитания.
Пётр Сытенков
22 июня 2010 13:37
Спасибо за глубокий, спокойный и взвешенный анализ наших дискуссий.
Петрович
22 июня 2010 13:39
Знаете, дискуссия скорее была не отцы vs дети, а мужчины vs женщины.
Женское восприятие проблемы, помноженное на женскую же логику и манеру ведения дискуссии против мужского стремления быть главой семьи, помноженного на желание разложить все по полочкам. Как-то так. Хороший выпуск, который заставляет задуматься..
Пётр Сытенков
22 июня 2010 16:22
ну вообще-то обсуждалась проблема семьи, где главой была мать. )))
скорее, это была дискуссия государство vs семья.
Пётр просто красавец. заслушался. Практически бенефис. Выпуск получился отличный
Пётр Сытенков
23 июня 2010 17:10
Спасибо!
vandyshev66
23 июня 2010 11:02
Cофия совсем не разбирается в семейной психологии. Уверен, что она мать-одиночка. Как сказала Роза Сябитова:"Если женщина спорит с мужчиной - она противна!" Жаль девушку...
Пётр Сытенков
23 июня 2010 17:13
Вы не правы. София умница, красавица и счастлива в браке. Просто у нее есть свое мнение, а то, что с мужчинами нельзя спорить - это абсолютно неверно. Спорить можно и нужно со всеми.
Максим Спиридонов
24 июня 2010 9:48
Петя, насчет "счастлива в браке", к сожалению, - это сейчас не о Софии. Более того, у нее сейчас все очень непросто и семья фактически распалась. Именно это, во многом, диктовало ее позицию и, порой, некоторую горячность. За эфиром она строила аргументацию куда убедительнее и спокойнее.
Кстати, именно София в свое время придумала для нас название этой программы - "ЕвровЕдение".
relanium
23 июня 2010 13:53
Не хочу осуждать ни кого. Я не специалист в данном вопросе.
Единственное, что не понравилось. Был такой позитивный подкаст про германию, а тут такую ругань устроили. Может запихать подобные подкасты в отдельную ленту?
Петрович
23 июня 2010 15:40
Позволю не согласиться. Позитивных подкастов великое множество, а вот таких, где так живо, эмоционально и заинтересованно обсуждают проблемы, не так уж и много.
Пётр Сытенков
23 июня 2010 17:15
Нас неоднократно обвиняли в том, что Германия у нас получается просто раем на земле. А мы все время говорили о том, что здесь далеко не все в порядке. Вот теперь пришла очередь негатива. Но его сменит позитив. Диалектика, сударь! :)))
Петрович
23 июня 2010 15:40
Кстати, а нет ли в планах пригласить в подкаст "коренных" немцев? Было бы любопытно услышать их точку зрения по разным вопросам, которые уже рассматривались или еще будут обсуждаться в подкасте.
Пётр Сытенков
23 июня 2010 17:16
Думаю, что из-за проблем с переводом слушаться это будет не совсем комфортно.
Леонид Свидерский
23 июня 2010 17:11
Спасибо за подкаст. Вы зря боялись того, что аудитория плохо воспримет подобный эксперимент. Podfm отличается от Rpod подходом и соответственно аудиторией. Здесь много думающих людей, и уже опубликованные комментарии это доказывают.
Петр, кстати, как и в подкасте, в комментариях весьма активен. И Софию защищает от необоснованных нападок, хотя в подкасте было ощущение, что они (Петр и гостья) готовы еще пару часов рьяно отстаивать свои точки зрения. Было немного "жаль" Максима, который отчаянно пытался вставить свои 5 копеек, но не получилось :)
Пётр Сытенков
23 июня 2010 17:17
Спасибо от всех нас!
Леонид Свидерский
23 июня 2010 17:21
Петр, давно хотел спросить, такой густой бас - это от природы или от курения? :) Понятно, что компрессором еще усиливается эффект, но, думаю, и в жизни голос громоподобный.
Пётр Сытенков
23 июня 2010 18:18
да уж, господь голосом не обидел. :)))
Георгий Фролов
23 июня 2010 23:35
Выпуск прекрасный!
Я коренным образом не согласен с точкой зрения гостьи, но в какой-то мере вообще точкам зрения очень тяжело давать оценку - проблема всего выпуска в том, что по большому счету Петр все время говорил про "Фому", в то время как Софья рьяно рассказывала ему про "Ерёму" Петр пытался объяснить, что детям давать полноценные права нельзя (и здесь я с ним согласен в полном объеме), т.к. ребенок не в состоянии еще осознать, что может натворить его детская шалость. В частности у меня в памяти четко впечатался фрагмент прошлого выпуска, по невинной детской шалости Франчески-младшей бедного соседа-мармона ни за что посадили в тюрьму, а когда выяснилось, что девочка солгала - просто опустили, мол "ну извини, брат, ну не специально" Софья же поняла выпад что "ребенок - не личность", как тот факт, что это вообще не люди и с ними считаться нельзя, и им нельзя давать (или по крайней мере объяснять) их права. Вот и получилось, что вы говорили о разном. Петр, и все-таки при всем при этом это не в коей мере не прощает гостье безтактного и откровенно хамского (я по другому это не назову, извините) поведения, постоянного вклинивания, разговора на повышенных тонах, перебивания, усиления громкости и высоты речи, чтобы не дать собеседнику вставить фразу и т.д. Все таки это не эмоциональность собеседника, это элементарная невоспитанность. Извините. Ну и конечно же, ради чего я вообще решил написать этот комментарий - МАКСИМ КРАСАВЕЦ !!! :))) Весь выпуск слушал слушал этот бардак, а в коцне выпуска поставил всех на место и закончил программу :)) Честно, я от концовки был просто в восторге :)) В общем - выпуск крайне великолепен. Тем более что после прослушивания на айПоде двух этих выпусков у меня в машине моя мама (человек более чем далекий от интернета в целом), попросила научить ее слушать эту программу. Блеск!
Пётр Сытенков
24 июня 2010 16:44
Спасибо, будем продолжать в том же духе. Привет маме!
bezu
24 июня 2010 18:36
Видимо в меня сейчас полетят камни, но я с критикой. =)
Для начала скажу что мне очень нравится программа евроведение. Точнее первые 30 ее выпусков. Спасибо, Петр и Максим! Так держать! А теперь к критике. У меня складывается впечатление, что я один услышал Софию. Ее центральная мысль была в том, что ребенку не дают права решать судьбу своей семьи, как видят это ведущие и им вторят большинство комментаторов. А в том, что есть орган, который педантично следит за ситуацией в семье. Ребенка могут забрать из-за суммы накопившихся в семье проблем, а жалоба ребенка это механизм, инициирующий расследование. Что мы имеем... Историю про двух Франческ? При всем уважении, Петр, то что Вы знакомы с этой женщиной не означает того, что перед вами объективная картина. Скорее Вы смотрите на картину глазами Франчески. Она может что-то недоговаривать. Это не значит, что она врет. Возможно, она не считает эти детали существенными. Но если трезво посмотреть на эти детали, которые не видны нам, но видны Югендамту(например медобследования детей, психологические тесты проводимые в школе за много лет, как ее характеризуют бывшие работодатели и т.д.), то картина может сложиться чуть-чуть иная: не "бестолковая, но любящая мать", как видит Петр, а "безответственная, социально не адаптированная, не заботящаяся о детях женщина". Я считаю, что между двумя этими характеристиками действительно не очень далеко. У меня сложилось неоднозначное отношение к Югендамту. Определенно можно сказать только то, что работа эта не простая. Тут есть две крайности: отбирать всех детей у всех родителей(бред) и доверять всем семьям решать проблемы самостоятельно(ничего не делать). И нужно выработать политику где-то между ними. Что весьма не просто. Если сильно доверять взрослым, то периодически будут возникать покалеченные детишки(физически и морально). Если сильно не доверять взрослым, то будут покалеченные семьи. Разработать такую политику идеально невозможно. Всегда будут случаи, когда забирают ребенка из семьи, которая возможно не так плоха. Это как ремни безопасности в автомобиле: 80% погибших в ДТП пострадали бы меньше, будь они пристегнуты, и 1% пострадали бы меньше, будь они не пристегнуты(статистические данные не настоящие). Ничего не делать, на мой взгляд, было бы гораздо вреднее чем делать так как есть. Возвращаясь к двум Франческам. Возможно, Петр на 100% прав и это трагедия. Но ситуация глазами Югендамта нам не известна. Поэтому понять как там на самом деле мы не в состоянии. И еще раз. На сколько я понял, гостья знает о работе Югендамта много больше чем ведущие. Ее в программу пригласили как эксперта. Но потом почему-то попытались навязать ей свое мнение. Я никого не хочу обидеть, но мне кажется, что если кто-то вел себя неподобающе, то это Петр. Он выставил своего гостя в таком свете, что теперь в комментариях ему самому приходится ее оправдывать. А выставил в этом свете ее именно он, не дав высказаться. Гостей приглашают для того чтобы услышать альтернативное мнение, а не поспорить с аргументами типа "не нет, а да!". Прошу понять меня правильно, Петр, Вы мне нравитесь как ведущий. Но данный выпуск Вы отработали плохо. Возможно, с Вашим темпераментом не следует дискутировать в эфире о таких волнующих вас вещах. В общем, резюмирую. Выпуск мне не понравился.
Пётр Сытенков
24 июня 2010 23:42
ну чтож, на вкус и цвет товарища нет.
а насчет того, что я выставил Софию в каком-то там свете или не дал ей высказаться - это уж явный перебор. Она говорила ничуть не меньше меня мы спорили и никто никого не затыкал. София не эксперт и знает о работе Югендамта ровно столько же сколько и я. Просто у нее другое видение ситуации.
hohland1702
25 июня 2010 12:04
Отличная передача. Хотя экспрессия Софии черезчур остро контрастировала с обычно вальяжным и рассудительным обсуждением тем Петром и Максимом. При чем настолько,что пришлось слушать подкаст в два захода. Громкий голос Софии при слабой аргументации сильно напоминал какие-нибудь ток-шоу с российского центрального телевидения. Я прошу у нее прощения за возможно резкую критику и неприятный комментарий,но свою позицию она обосновала одной фразой в конце подкаста: отношение ее таково не потому,что строгий контроль государства "с топором" действительно необходим КАЖДОЙ семье,а потому как она сама из семьи не очень благополучной. Вот отсюда и отношение.
pinkey
25 июня 2010 14:57
София эмоциональна. Порой тяжело было ее слушать.
оч, познавательный подкаст, спасибо!
у пани Софии явно есть комплексы из детства, получается сейчас она пытается компенсировать полученные ею псих.травмы детства. это вредно, если не сказать более, ОПАСНО! :)
Дмитрий
20 июля 2010 11:31
Интересную и сложную тему вы затронули.
Действительно есть ребёнок, который не может совершать (оценивать) осознанные взвешенные поступки. Это не даёт права на основании его показаний принимать грубые фатальные для его семьи решения. Это с одной стороны, с другой стороны есть родитель, который не кормит, бьёт, и всячески обижает от которого нужно ребёнка защитить и тут никто кроме самого ребёнка выявить эту ситуацию не может. Другое дело, что полученную информацию от ребёнка нужно крайне аккуратно использовать, чтобы не дай бог не повредить отношениям в семье. Не вырастить Павлика Морозова. Но и игнорировать слова ребёнка тоже нельзя. Просто его нужно выслушать именно как ребёнка, и если надо, то вмешаться. Это в теории, а вот как на практике понять границу когда пора вмешиваться и как это делать эффективно, вот тут пожалуй самое сложное и начинается. Хотя мне кажется, что в данном случае есть две проблемы - вмешиваться или нет в принципе и вторая проблема когда и как это делать. Я однозначно за то, чтобы вмешиваться. Я согласен с @bezu в том, что если в 80% ремень помогает, а в 1% губит, то ремень нужен. Но каждый случай рассматривать внимательно, реагировать гибко и действовать аккуратно ибо сам объект вмешательства очень хрупок. Другое дело, что для немцев это видимо сложно, судя по прошлым выпускам, им сложно быть гибкими, а применение детермирированных подходов к недетерминированным ситуациям опасно. Я не знаю тонкостей работы карающего органа, но меня как стороннего даже не наблюдателя, а слушателя смутило, что трогательные истории коснулись явно не местных жителей. Может это дискриминация, а может они действительно не очень вписались в местные обычаи? Как же сами немцы живут в таких условиях? Может их дети знают, что они с одной стороны могут обратиться за помощью, с другой стороны будь эта помощь оказана, они сами могут пострадать, ведь вактически при живых и возможно хороших родителях дети сами сделают себя детдомовцами? Ведь есть же взрослые, уж хотя бы одно поколение, которые сами через это прошли и были вырваны из семьи, и вот теперь они стали родителями, как они сами оценивают эффективность такой защиты? Как они воспитывают своих детей? Если бы вам удалось найти и поговорить хотя бы с одним такими человеком, мне кажется это была бы крайне интересная информация. Я хотел сказать немного в добрых слов в адрес немцев. Я родился в ГДР в 1975 году, возможно теперь Германия уже не та, но тогда моих родителей потрясло, что посторонние люди подходили ко мне, тогда ещё неуклюже шлёпающему карапузу, сюсюкали, улыбались и что-то говорили. Тогда в СССР, да и сейчас в сущности, это было трудно себе представить. Более того, если хотели погладить щёчку, то всегда это делали тыльной (чистой) стороной ладони. Спасибо за выпуск.
Zhanna
11 сентября 2010 0:21
Более глупой позиции женщины я еще не слышала. У меня есть пример. Когда родители в 50 годы (после войны) сдали ребенка в интернат, так как развелись и не могли содержать ораву детей. Ребенок не жил в семье и мать и отец не научила вести хозяйство, экономить и все то что должна знать женщина, а это только учится в семье. Она не получила и это трагедия ее жизни дожить до 75 и быть всегда с долгами.
Только родители могут научить науке под названием "Семья", а не тети с Ю-Амта.
gishpanec
26 декабря 2010 7:48
София бредит. На 99.9% поддерживаю позицию Петра и Максима
filka
17 февраля 2011 18:31
Отличный выпуск получился. Девушка высказывала свою позицию немного эмоционально, но ее очень можно понять. Видела немало неблагополучных семей у нас. И здесь к сожалению такого органа как Югендамт нет - есть ведомства, которые так сказать отслеживают ситуации, но вступаются за детей когда положение ну такое ужасающее, что просто слов нет.
А немцам чего жаловаться? У них поди таких семей - как кот наплакал, приюты на порядки выше русских, да и самих детей в приютах небось 300 человек от силы на всю Германию (кстати не мешало бы озвучить эту цифру в подкасте). А в России между тем сирот 550 тысяч, в Украине - 150 тысяч - вдумайтесь в эти цифры. А сколько еще живет в семьях в неподобающих условиях, но более-менее терпимых с точки зрения соцслужб. Я про то что вы навели пример Франчески - а у нас таких примеров хватило бы на 300 подкастов... Да и приютских детей в Германии, я думаю в семьи разбирают сразу, если есть такая возможность. Говорят что в западной Европе стоят очереди на детей из СНГ, потому что своих сирот просто нет - интересно это правда?
Пётр Сытенков
17 февраля 2011 21:06
нас волнует вопрос не ситуации с детдомами в Германии - мы его не изучали, а, на наш взгляд, чрезмерное и ненужное вмешательство государства в жизнь семьи.
filka
17 февраля 2011 22:02
Ну да, но просто одно в другое упирается. Очень заострили внимание на том, что несчастные дети попадают в приюты и недополучают именно семейного общения. А у нас этим детям и в приютах не всегда то и место есть. Просто, мне кажется такой орган как Югендамт должен в любом государстве обязательно быть - ну и конечно приходить на помощь (тут я согласна с мужчинам ведущими) не по пустячным причинам, а когда в семье имеет место реально насилие и ущемление прав ребенка. В таких семьях ребенка оставлять однозначно нельзя.
Опять же вы говорили, что там даже если собаку без водка выгуливаешь - уже преступление, а детей обижать и подавно... И еще мне кажется, что таких семей не очень много на фоне общего благополучия и образованности страны Германия
Пётр Сытенков
17 февраля 2011 22:23
мы с Россией стараемся не сравнивать.
а много-не много: каждая обиженная мать - это судьба.
Написать комментарий
Комментарии к подкасту может оставить только зарегистрированный пользователь. Вам необходимо авторизоваться на сайте, либо, если вы еще не зарегистрированы зарегистрируйтесь.
|
«ЕвровЕдение» — неформальный путеводитель по Европе, авторская программа журналиста Петра Сытенкова и предпринимателя Максима Спиридонова. Два россиянина, уже довольно давно обосновавшиеся в Германии, рассказывают «всю правду» о жизни за рубежом. Еженедельные выпуски программы на примере конкретных людей и историй представляют российскому слушателю быт, досуг, деловую жизнь, социальную сферу, историю, культуру, традиции не только Германии, но и остальной Европы.
производство новых выпусков программы остановлено
Программа выходилас 17 ноября 2009 года по 24 декабря 2010 года
Подкастов: 68 Подписчиков: 310 Последняя запись: 24 декабря 2010 года
|
|