Текстовая версия выпуска
М.Спиридонов: Здравствуйте, друзья! Вы слушаете программу «ЕвровЕдение», программу, выпускаемую в аудиожурнале podfm, рассказывающую о впечатлениях о жизни в Западной Европе, а именно, в Германии ее аборигенами (отчасти) Петром Сытенковым и Максимом Спиридоновым. Петя, привет!
П.Сытенков: Привет, Максим! Привет. Друзья!
М.Спиридонов: Сегодня мы говорим о серьезной теме, как впрочем, и в предыдущий раз. Если кто помнит, то в тот раз мы коснулись святого, а именно, религии и религиозности в Германии. Сегодня мы поговорим о печати, печатных СМИ, о свободе слова отчасти скажем, наверное, и о том, как эта свобода слова выражается в виде напечатанных экземпляров журналов и газет. Верно, Петя?
П.Сытенков: Да. В какой-то степени в Германии газеты – святое. У немцев буквально до самого последнего времени было почти религиозное отношение к печатному слову. Это отчасти перекликается с Россией, потому что в России то, что напечатано в газетах – типа правда в самой последней инстанции. Для Германии газеты имеют огромное значение, они выпускаются здесь бешеными тиражами до сих пор.
М.Спиридонов: Любовь к печатному слову выражается еще и в очень деликатном отношении к созданию этих печатных произведений искусства. Качество полиграфии, верстки, тематического глубокого подхода к журналистике на очень высоком уровне. Особенно это касается верстки. Когда подходишь к лотку с журналами и газетами, ты видишь, что газеты есть на любой вкус: не только, скажем, для любителей лошадей, если говорить о нишевых изданиях, но и для любителей белых лошадей. Может, я сейчас немного преувеличиваю, но в принципе сегментация идет именно по такому принципу, очень и очень узко. При этом каждое издание находит своего читателя, причем делается это, повторюсь, на очень высоком полиграфическом, исполнительском с точки зрения журналистики, и визуальным с точки зрения верстки и дизайна.
П.Сытенков: В Германии выходят сотни газет и журналов. Я недавно наткнулся на невероятно интересные и неожиданные для меня исследования, проведенные очень авторитетным социологическим центром в 2006 году, которые говорят нам о том, что 41% населения Германии черпает информацию о мире и о новостях, происходящих в мире, в ежедневных газетах.
М.Спиридонов: Я бы сказал, что в ежедневной газете.
П.Сытенков: И только 1% черпает информацию о мире в интернете.
М.Спиридонов: Когда проводилось это исследование?
П.Сытенков: В 2006 году.
М.Спиридонов: Сейчас данные, конечно же, изменились.
П.Сытенков: Не надо думать, что каждый житель Германии ходит с Laptop или iPad и везде связывается. Нет, такого нет.
М.Спиридонов: 4 года уже прошло – это много.
П.Сытенков: Хорошо, пусть не 1%, пусть 3%.
М.Спиридонов: Я думаю, что 10-15% точно.
П.Сытенков: В любой электричке, в любом поезде едут люди, которые разворачивают огромные серьезные и несерьезные газеты и читают их. Количество людей с Laptop и iPad значительно меньше. Как правило, они смотрят какие-то фильмы или составляют какие-то бухгалтерские таблицы, а не связываются с интернетом.
М.Спиридонов: Ты ретроград, Петя, я смотрю.
П.Сытенков: Да, я ретроград, я и не скрывают это.
М.Спиридонов: Я хочу добавить, что читают как серьезные, несерьезные, так и серьезно-несерьезные газеты. Я бы вынес Bild в отдельную плоскость, потому что это совершенно что-то уникальное. Это таблоид, по сути, желтая пресса, которая поднялась до уровня федеральной прессы с колоссальным авторитетом. Ей дают интервью канцлер Меркель, крупнейшие политические и финансовые деятели – они не брезгуют этим. При этом на главной странице Bild почти всегда имеет место быть голая тетка.
П.Сытенков: Причем чрезвычайно страшная голая тетка.
М.Спиридонов: На мой взгляд, бывают и неплохие.
П.Сытенков: Они их где-то выращивают, там совершенно чудовищные бабы в 95%. Я Bild не читаю, но, проходя мимо газетных ларьков, я обращаю внимание на них. Может, ты слышал, на днях произошла история в России, когда барышни из факультета журналистики МГУ выпустили эротический календарь. Весь Живой Журнал, весь Рунет очень активно обсуждал практически одновременно выпущенный деревенский немецкий эротический календарь. Все говорили: «Вот какие крестьянки в Германии и какие чувырлы на факультете журналистики МГУ!». Действительно, крестьянские бабы в немецком эротическом календаре очень хорошие, поэтому меня всегда изумляет отвратительный внешний вид девушки на обложке Bild. Иногда там бывают и исключения. Где они их находят и зачем их туда помещают непонятно. Никаких эротических чувств эта голая женщина на обложке Bild не вызывает.
М.Спиридонов: Это субъективное мнение, должен я тебе сказать, Петя.
П.Сытенков: Ок. В том, что Bild вошел в establishment, большую политическую жизнь нет ничего удивительного. Московскому Комсомольцу тоже дают интервью, но в отличие от Московского Комсомольца тираж Bild приближается к 4 миллионам экземпляров.
М.Спиридонов: Можно сказать, что в Германии есть отдельно печатная пресса и Bild, потому что возможно, что Bild по тиражу больше, чем совокупность всей другой прессы.
П.Сытенков: Цифры сопоставимы.
М.Спиридонов: Чтобы понять, насколько он читаем и авторитетен, расскажу историю, которую мне рассказывал мой знакомый, который работает в какой-то небольшой мастерской. Он говорит, что у них в этой мастерской и в других местах, где он работал, обязательно в обеденный перерыв все едят и обсуждают последний Bild.
П.Сытенков: Насчет влиятельности я бы так не сказал. Bild – желтая пресса, и все это осознают. При разговоре о Bild нужно сразу иметь в виду, что политическая, международная информация, которая появляется в Bild, чрезвычайно сбалансированная, необычайно корректная, поэтому я думаю, что Ангела Меркель не боится давать интервью этому журналу. Там никогда не исказят ее слов. Это 2 разных издания. Вторая часть издания – совершенная пурга, гон, где могут рассказать о похищениях инопланетянами, о том, кто с кем развелся, кто кого как трахнул и так далее, подробности, сплетни, залезания в постель, публикация скандальных фотографий – всё это присутствует в Bild по полной программе. Именно за это, а не за интервью с Ангелой Меркель его народ любит.
М.Спиридонов: Уникальность в том, что это соседствует одно с другим.
П.Сытенков: Да. История Bild уходит в послевоенную историю Германии, когда начал свое финансовое восхождение Аксель Шпрингер. В свое время на него было много вылито грязи советской прессой, его называли акулой пера, гиеной ротационных машин. Это был удивительный человек великолепных предпринимательских способностей, который решил основать медиа-империю и основал ее. Bild – это пионер этой медиа-империи Акселя Шпрингера, который до сих пор ее благополучно волочет к вершинам. Этот человек сказал, что людям не надо читать сильно много, люди простые, их не надо перегружать текстом, не нужно им рассказывать сказки.
М.Спиридонов: Не морочьте людям голову!
П.Сытенков: Да, больше картинок, меньше слов. Насколько я знаю, может, это легенда, но все мои чтения Bild подтверждают это. Человек, который употреблял в своей статье придаточное предложение, сразу выгонялся за проф.непригодностью, там используются предложения, состоящие максимум из 10 слов. Это информация для людей, которые не умеют читать или плохо читают.
М.Спиридонов: Это газета для пролетариата.
П.Сытенков: Да. Хорошо, что мы начали обсуждение именно с Bild.
М.Спиридонов: А мы не могли начать по-другому, потому что Bild – большая половина немецкой прессы.
П.Сытенков: По большому счету, во всех других странах точно такая же история имеет место быть. Например, в Англии газета «The Sun».
М.Спиридонов: Она не так влиятельная.
П.Сытенков: Оно точно также влиятельна, как и Bild, и занимает то же самое место в реестре английской прессы, ей точно также дают интервью, это точно такая же желтая газета. Ты немного преувеличиваешь значение Bild в общегерманском масштабе. Да, у него чудовищный тираж, да, ему дают интервью, но отношение к нему брезгливое. Как люди-интеллектуалы приезжают на Октоберфест и кривят носы, говорят, что опять этот Октоберфест, но, тем не менее, ездят. Интеллектуалы, несомненно, Bild не читают. Я бы хотел углубиться в историю. Для Германии характерно очень трепетное отношение к образованности. История развития газетного дела в Германии отчасти это подтверждает. Есть интересный факт, о котором ты, может, не слышал: до 1918 года абсолютно все газеты, не говоря про книги, печатались готическим шрифтом, тем самым малопонятным шрифтом, который сейчас вызывает особое почтение. Обычный шрифт появился только после 1918 года. Этим немецкие интеллектуалы говорили о том, что это другая культура, что это не обычные буковки, которыми пишут записки, типа «Придешь домой, разогрей себе обед на плите», это совсем другое. Человек, который умеет читать, тем более, который может это написать – это серьезный человек. Может, это было связано с тем, что к концу 19 века Германия была практически поголовно грамотной. В свое время после знаменитой триумфальной победы прусской армии над австрийской в середине 19 века Бисмарк сказал, что заслуга в этой победе – заслуга школьного прусского учителя. Тогда они разгромили в полтора превосходящее войско австрийцев полностью, потеряв всего несколько тысяч человек. У людей был высокий образовательный ценз, все были грамотными, с тех пор повелось интеллектуальное пижонство: журналисты и писатели демонстрировали читателю свою образованность, они писали невероятно замысловатым, очень художественным языком, который в обычной жизни не употреблялся. В России, по-моему, такого никогда не было, газетные журналисты никогда не писали настоль заковыристо. Bild – наш ответ Чемберлену. «Как вы нас достали со своими умствованиями, которые до сих пор продолжаются в некоторых журналах». Я слабо знаю немецкий язык, меня хватает только на то, чтобы со словарем перевести какую-то статейку в таких газетах. Я продираюсь сквозь них как сквозь чащобу.
М.Спиридонов: Для изучающих немецкий язык: взяв Bild в руки, вам покажется, что вы знаете его идеально, потому что читать его очень легко и просто, и может показаться, что вы окунулись в немецкие реалии. Взяв другие, более сложные газеты, вы поймете, что еще совсем не окунулись в немецкий язык.
П.Сытенков: Bild показал, что не нужно умничать, что нужно быть проще. «Будь проще, и народ к тебе потянется». Народ, действительно, потянулся.
М.Спиридонов: Я хочу рассказать о том, что в какой-то юбилей Bild вышел номер, в котором они показывали, как делается их газета. Видел этот экземпляр?
П.Сытенков: Нет.
М.Спиридонов: Очень любопытно. Я так жалею, что я его не сохранил. Это выглядело примерно так: обычная газета, правда, она вышла бесплатным выпуском, она лежала на лотках в магазинах, но было написано, что она бесплатная. Она была как будто напечатана, но прикрыта полупрозрачной матовой пленкой, над этой пленкой были сделаны текстовые выноски. По каждому блоку указывалось, почему он там находится, как он работает и для чего он сделан, то есть было написано: «Здесь у нас размещаются спортивные новости, потому-то и потому-то, там публикуются интервью с такими-то специалистами, здесь у нас пишутся политические новости, здесь у нас находится голая тетка потому-то и потому-то». Всё было по-научному расписано.
П.Сытенков: Почему именно эта голая тетка?
М.Спиридонов: Нет, почему здесь голая тетка, для чего она нужна и какую концептуальную идею она несет. Это был любопытный выпуск. Так они показывали собственную кухню. Они сделали упор на людей, которые не семи пядей во лбу, которые не хотят особо запариваться, размышлять.
П.Сытенков: Надо сказать, что Аксель Шпрингер вовсе не дурак. Он, по-моему, уже умер.
М.Спиридонов: Совсем не дурак.
П.Сытенков: Он не хотел оболванить немецкую публику, потому что в его концерн входит также одна из самых интеллектуальных газет Германии «Die Welt». Единственное, что ее тираж почти в 20 раз меньше. Если тираж Bild 3 миллиона 115 тысяч экземпляров, то тираж Die Welt 185 тысяч экземпляров. Это газета для умных.
М.Спиридонов: Die Welt – еженедельник, если я не ошибаюсь.
П.Сытенков: Он ежедневник.
М.Спиридонов: Нет, Петя.
П.Сытенков: По-моему, да.
М.Спиридонов: В процессе нашего разговора я это выясню. Я посмотрел в Википедию и выяснил, что Аксель Шпрингер умер достаточно давно – в 85 году.
П.Сытенков: Переходное положение в его империи занимает газета «Hamburger Abendblatt» с тиражом 250 тысяч экземпляров. Она совмещает в себе две эти крайности. Не надо думать, что все немцы чрезвычайно тупы и читают исключительно Bild, поскольку существуют очень тиражные газеты для умных людей. Самый яркий пример - «S?ddeutsche Zeitung», газета, издающаяся в Мюнхене. Это чрезвычайно приличная газета, никакой желтизны в ней нет. Когда мы начинали учить язык, нам педагоги говорили читать S?ddeutsche Zeitung, потому что там более или менее понятный слог, там даже с нашими скудными познаниями мы можем что-то подчеркнуть. Эта ежедневная газета издается тиражом 438 тысяч экземпляров. Я не знаю, в России есть такие тиражи или там все давным-давно перешли на интернет-новости?
М.Спиридонов: Там поменьше, и нет таких явных лидеров, хотя сопоставимые цифры показывают, насколько я помню, Комсомольская правда, Московский комсомолец, Аргументы и факты. Они еженедельные, а не ежедневные.
П.Сытенков: Комсомольская правда, сто процентов, ежедневная.
М.Спиридонов: Die Welt ежедневная, действительно ты правильно сказал. Сейчас посмотрю насчет Комсомолки.
П.Сытенков: Макс, даже можешь не смотреть, это абсолютно точно. Они в субботу выпускают «толстушку» - расширенный вариант. Bild, кстати, тоже в воскресенье выпускают большой вариант, который тоже расходится огромным тиражом около 1,5 миллиона экземпляров. Это просто караул! Что касается баланса желтой и нежелтой прессы, я действительно ни разу в своей жизни в S?ddeutsche Zeitungне не видел желтизны. Там спокойные сбалансированные статьи без истерики, визга и криков. При этом она выходит таким большим тиражом. Может, какой-то части населения это спокойствие и умеренность чрезвычайно импонирует, а какой-то не импонирует, им нужно что-то проще. Тем не менее, в известных и авторитетных изданиях желтизна присутствует. В 83 году был знаменитый скандал с журналом «Stern». Это чрезвычайно респектабельное издание с хорошими вдумчивыми публикациями. В 83 году они опубликовали дневник Гитлера, якобы кем-то где-то найденный. Естественно, он оказался фальшивкой. Кто-то из немецкой новой волны даже снял кино по этому поводу с комиссаром Шеманским в главной роли. Это была желтая сенсация, согласись?
М.Спиридонов: Да.
П.Сытенков: На это дело быстро забили, отступили на заранее подготовленные позиции, сказали, что они не виноваты, что их обманули. При этом тираж Stern почти миллион экземпляров, а у Spiegel больше миллиона экземпляров. Это круто! С этим же Stern была связана история в 1990 году. Тогда на первой обложке была помещена фотография реально существующей женщины с заголовком «Я мазохистка». Там был подробнейший рассказ о ее садомазо-приключениях. Это тоже плохо соответствует репутации серьезного журнала.
М.Спиридонов: Немецких журналистов частенько сносит в легкую желтизну, потому что они понимают, что таким образом можно добиться внимания публики. Немецкие потребители, что скрывать, ведутся на это, даже высоколобые, мне кажется.
П.Сытенков: Как и любой человек. Известно, что людей интересуют 3 вещи: катастрофы, скандалы и секс. Они на этом базируются и благополучно живут. Надо сказать, что количество газет и журналов огромное. Макс говорил о том, что любители езды на белых лошадях имеют свой журнал. Практически в каждой деревеньке выпускается своя газета. Как правило, эти газеты выпускаются в каком-то районном центре и являются приложениями к основной газете. Например, газета, входящая в семерку самых крупных газет Германии – газета, которая выпускается в городе Аугсбург «Augsburger Allgemeine». Она имеет тираж почти 250 тысяч экземпляров. Они достигают такого бешеного тиража (в Аугсбурге живет всего 300 тысяч человек), потому что она выпускает до десятка местных приложений, то есть, близлежащие городки, деревеньки покупают эти газеты с приложениями. Эти приложения выпускаются отдельно от самой газеты, и люди читают их. Я очень часто видел, как люди читают эти газеты в общественном транспорте. Заезжая в какое-то глухое место, можно увидеть газетный ларек с этой газетой. Думаешь, что живет около 10 тысяч человек. Но даже для 10 тысяч выпускают местные новости.
М.Спиридонов: Добавлю о том, что даже в региональной прессе на такое маленькое количество людей будет высокий уровень исполнения, верстки.
П.Сытенков: Это, Макс, даже не обсуждается. Технологический уровень исполнения газет, журналов очень высок.
М.Спиридонов: Не только технологический, но и культурный: люди понимают, что надо делать хорошо и делают это.
П.Сытенков: С этим можно поспорить. Я не беру Die Welt, S?ddeutsche Zeitung, потому что там работают потрясающие дизайнеры, там присутствуют великолепные фотографии, из которых можно альбомы делать. В Региональной прессе, даже в Augsburger Allgemeine, работают немного спустя рукава. Если фотографии, то встают 4 человека, принимают какие-то картинные позы задумчивости, их фотографируют, эти фотографии и публикуют. Таких фотографий подавляющее большинство, художественных фото практически нет.
М.Спиридонов: Художественное фото – это одно, а качество верстки и подачи материала и дизайн издания в целом – это совсем другое. Ты видел дизайн изданий в городках с населением 50-100 тысяч человек в России?
П.Сытенков: Это другое дело. Я говорю о том, что здесь этим занимается некое издательство, редакция, которая имеет опыт работы на неплохом уровне, они не могут спуститься ниже. Они делают газетку по материалам местных журналистов, своих респондентов. Уровень очень неплохой. Кстати, у нас осталось совсем мало времени, а я хотел еще поговорить о русскоязычной прессе в Германии.
М.Спиридонов: Это забавно.
П.Сытенков: Это действительно очень забавная и интересная тема. Может, многие русские слушатели будут удивлены, но тиражи русскоязычной прессы в Германии огромные, даже по сравнению с Россией. Вы не поверите, но они огромные, тиражи отдельных изданий доходят до 100 тысяч экземпляров. Эти издания, как правило, не бесплатные, а распространяющиеся по подписке. Кстати говоря, я забыл сказать, что в Германии очень многие получают газеты по подписке. Я не знаю, существует ли подписка в России.
М.Спиридонов: Да, конечносуществует.
П.Сытенков: В Германии она существует 100%. Эти огромные тюки относят людям, почтальоны каким-то образом запихивают их в почтовые ящики.
М.Спиридонов: Это связано с развитостью почты в Германии, там очень налаженные механизмы, поэтому доставка журналов и газет по подписке – не проблема. Работа абонентного отдела – сердце издания. От того, насколько грамотно построена работа по маркетингу, и зависит жизнь издания. Как я понимаю, розничная продажа – непредсказуемая вещь, на которую не очень ставят. Они ставят на то, чтобы подписывать людей, причем они дают какие-то скидки.
П.Сытенков: И подарки дают. Например, ты подписываешься на 2 года, и тебе дарят великолепную кофеварку стоимость 150 евро. iPod могут подарить.
М.Спиридонов: Да, причем без твоих обязательств на что-то серьезное. Они считают, что за эти 2 года ты втянешься и будешь дальше подписываться на издание.
П.Сытенков: Может, втянешься, а может, и не втянешься. Деревня-заманивалка имеет место быть.
М.Спиридонов: Вытяжка со счета хорошо работает. У каждого совершеннолетнего жителя Германии есть расчетный счет, что естественно, в таких случаях просят возможность получения вытяжки. Ты даешь свои реквизиты, издание самостоятельно стягивает со счета эту денюжку.
П.Сытенков: Да, конечно.
М.Спиридонов: Суть в том, что люди элементарно забывают, руки не доходят, они не пишут отказ, который обычно нужно писать за 3 месяца до окончания года, и их выписка автоматом продлевается еще на год.
П.Сытенков: Да.
М.Спиридонов: Дальше денюжка стягивается. Можно идти на конфликт.
П.Сытенков: Это абсолютно бесполезно, потому что в правилах прописано, что, если ты ровно за 3 месяца не написал отказ на продление подписки, то тебе ее продлевают автоматически. Это очень четко прописано, правда, маленькими буковками в самом низу.
М.Спиридонов: Любой немец знает, что абонемент подписан на год, что в случае желания прекратить получение изданий он должен написать отказ, поскольку иначе он будет платить не месяц и не два, а еще год. Это не является разводом, как может показаться нашим русским слушателям, это естественная реальность, которая есть во всём. Также можно подписаться на получение каких-то вещей, элементов быта. Мы в свое время попались на это. Там первый комплект предоставлялся бесплатно, второй со скидкой, а следующие комплекты, приходившие ежемесячно, оплачивались по полной стоимости. Это дело было не остановить, пока мы не отказались от этой подписки.
П.Сытенков: Макс, время катастрофически уходит, а про русскую прессу мы так и не поговорили. Давай оставим это дело на наш следующий выпуск, и в нем же обсудим проблемы других СМИ, типа радио, телевидение и так далее, потому что про русскую прессу нужно обязательно поговорить. Русская пресса в Германии – это тема, которая заслуживает отдельного и долгого разговора.
М.Спиридонов: Тем более, что у меня и у Пети есть опыт не просто взаимодействия и сотрудничества с этой прессой, но и конфликтов, поскольку мы оба судились с одной русской газетой, и оба выиграли этот суд, кстати говоря. Это был 43 выпуск «Евроведения». Спасибо, что слушаете нас и комментируете на podfm.ru. Мы прощаемся с вами. Это были Максим Спиридонов и Петр Сытенков. Будьте здоровы!
П.Сытенков: Пока!